1 октября 2018 г.

Обзор журнала
Journal of Business Ethics
Volume 152, Issue 2, October 2018

Автор обзора: Максим Сторчевой

============================================

В выпуске 13 статей, 270 стр. Большинство статей в выпуске посвящены этике финансового менеджмента и корпоративного управления и анализируют различные связи между действиями фирмы и ее финансовыми результатами.

Что должен сделать CEO, когда его компания совершает серьезный этический проступок? Правильно, принести обществу извинения. Начиная с 1990-х гг. число публичных извинений CEO росло по экспоненте. Был проведен целый ряд научных исследований о том, почему некоторые из этих извинений работают лучше, чем другие, однако они опирались на качественный анализ и не измеряли экономический эффект. Авторы статьи Do Investors See Value in Ethically Sound CEO Apologies? Investigating Stock Market Reaction to CEO Apologies пытаются исправить этот пробел и исследуют реакцию фондового рынка на качество публичных этических извинений провинившихся компаний: награждают ли инвесторы компанию в случае качественного этического (ethically sound) публичного извинения и наказывают ли они ее в обратном случае. Историческим примером качественного этического извинения является выступление Джеймса Берка (директора Johnson & Johnson) после истории с Тайленолом, которое повысило рыночную ценность компании на полмиллиарда долларов. В своем анализе авторы используют теорию корпоративных извинений (Koehn 2013), которые выделяют три аспекта: logos (содержание), ethos (характер директора), pathos (эмоциональную состовляющую). Статистический анализ показывает позитивное влияние первого и негативное влияние последнего элемента, а также крайне слабую общую связь между качеством извинения и ценой акций. Это результат несколько противоречит теоретическим предположениям и может объясняться двумя способами: близорукость или этическая неграмотность инвесторов, или необходимость скорректировать методы измерения этического качества извинений.

Влияние женщин в совете директоров на рыночную ценность фирмы исследовалось неоднократно и авторы статьи Female Institutional Directors on Boards and Firm Value развивают это направление дальше: изучают влияние членов совета директоров, которые представляют интересы институционального инвестора (банка или страховой компании). Если такой директор является женщиной, ценность акций возрастает, но только если доля таких директоров не превышает 11-12% от общей численности совета директоров (подобная U-образная связь наблюдалась и в предыдущих исследованиях).

Роль женщин в совете директоров исследует и другая статья в данном номере IPO Firm Performance and Its Link with Board Officer Gender, Family-Ties and Other Demographics, которая подтверждает положительную связь между присутствием женщин в совете и рыночной ценностью фирмы, но обнаруживает также другой интересный факт: данная связь сильно ослабляется или вообще отсутствует, если существуют какие-либо родственные связи между женщиной и другими членами совета директоров.

Если андерайтер и аудитор при подготовке IPO как-то связаны между собой, мы можем с высокой степенью вероятности ожидать, что фирма захочет и сможет манипулировать своей доходностью накануне IPO. Авторы статьи Underwriter–Auditor Relationship and Pre-IPO Earnings Management: Evidence from China еще раз демонстируют наличие этой положительной связи на эмпирических данных по китайским компаниям. Этот эффект еще больше усиливается, если у андерайтера или аудитора хорошие политические связи.

Из теории "высших эшелонов" (upper echelons) следует, что личность и профессиональный опыт руководителя очень сильно влияют на результаты компании, и чем более разнородный опыт у команды топ-менеджеров, тем лучше эти результаты. В статье Board Heterogeneity and Orga nisational Performance: The Mediating Effects of Line Managers and Staff Satisfaction авторы показывают, что этот эффект еще больше усиливается, если у работников компании высокая удовлетворенность, а топ-менеджеры демонстрируют высокий уровень заботы и справед ливость.

Исследования показывают, если фирма расположена в более религиозной стране, она демонстрирует более высокий уровень этики бизнеса. Авторы статьи Auditee Religiosity, External Monitoring, and the Pricing of Audit Services решили проверить, влияет ли это также на более низкий аудиторский риск и, следовательно, приводит ли это к более низкой цене аудиторских услуг. Авторы разграничивают внешнюю (extrinsinc) и внутреннюю (intrinsic) религиозность аудиторов. Анализ выборки из 26 тысяч аудиторов с 2003 по 2012 г. в США показывает, что внутренняя религиозность аудиторов при прочих равных приводит более низкой цене аудиторских услуг.

В современном бухгалтерском учете все больше используются бухгалтерские оценки (например, fair value estimate), что вполне обоснованно вызывает все большие этические проблемы. Авторы статьи Misleading Forecasts in Accounting Estimates: A Form of Ethical Blindness in Accounting Standards? утверждают, что некоторые виды бухгалтерских оценок способствуют развитию этической слепоты (ethical blindness), которая разрушает как профессиональную этику бухгалтеров, так и этику компании. Оправдание трех топ-менеджеров Nortel обвиненных в мошенничестве с бухгалтерской отчетностью, многими рассматривается как узаконивание манипулирования правилами (gamesmanship). Очевидно, что суды не могут справиться с этой проблемой, потому что в состоянии урегулировать только наиболее дикие случаи неэтичного поведения, а все умеренные кейсы оказываются им не по силам. Авторы высказывают предположение, что само бухгалтерское сообщество должно найти решение для данных проблем.

Как известно, саморегулирование помогает предотвратить избыточное государственное регулирование, однако исследований в этой области не так много. В статье The Interplay Between Private and Public Regulations: Evidence from ISO 14001 Adoption Among Chinese Firms на большой выборке китайских фирм показывается, что добровольное принятие ими стандарта IS 14001, который является примером негосударственного (private regulation), уменьшает вероятность государственных проверок. Этот эффект усиливается в том случае, если компания является государственной или имеет хорошие политические связи.

Следующая статья также посвящена саморегулированию, а именно тому, в какой степени American Institute of Certified Public Accountants (AICPA) успешно защищает общественные интересы, а в какой - частные интересы своих членов. Авторы исследуют все случаи наказаний, наложенных AICPA на своих членов с 2008 по 2013 г. и пытаются классифицировать их по степени ориентированности на общественные или частные интересы. Если предыдущие исследования в этой области обвиняли ассоциацию в защите частных интересов, авторы приходят к выводу что после кризисов и скандалов 2008-2010 гг. ассоциация стала в гораздо большей степени защищать интересы общественные.

Номер завершается статьей Whistleblowing Intentions Among Public Accountants in Indonesia: Testing for the Moderation Effects, которая продолжает исследования факторов, побуждающих работника сигнализировать о нарушениях (см. обзор этих исследований Веры Черепановой). Авторы провели опрос 256 сертифицированных аудиторов в Индонезии, которые работают в большой четверке, а также в других аудиторских фирмах, и выявляют влияние воспринимаемой поддержки сигнализирования на уровне организации, норм поведения в командах, воспринимаемой этической важности проблем.

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.