Ильсур Ахметшин
Президент Ассоциации этики бизнеса,
комплаенса и КСО
Совершенствование антикоррупционных программ в
государственных организациях на примере Отраслевой программы развития
антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского
транспорта
Настоящая статья посвящена актуализации содержания
внутрикорпоративных антикоррупционных документов за счет использования
международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия
коррупции. Требования и рекомендации по применению».
В первую очередь будет проанализировано направление
«Лидерство», которому в типовых документах и локальных нормативных актах
государственных организаций не придается должного внимания.
В качестве примера усовершенствования
антикоррупционных нормативных актов государственной организации в статье
проводится анализ антикоррупционных документов Автономной некоммерческой
организации «Московская дирекция транспортного обслуживания» (АНО «МДТО»),
которые были ею значительно скорректированы в ходе пилотного внедрения Отраслевой программы развития
антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организациях Московского
транспорта (Отраслевая программа).[1]
ISO 37001:2016 о лидерстве
Использование контента международного стандарта ISO 37001:2016
«Системы менеджмента противодействия коррупции. Требования и рекомендации по применению»
в антикоррупционных документах государственных организаций представляется особо
важным по функционалу руководства организаций, обеспечивающего «тон сверху» и
его лидирующую роль в системе управления антикоррупционной деятельностью.
Нужно
предварительно отметить, что международный стандарт определяет руководство
организации терминами «top management»
(топ-менеджмент) и «governing body»[2] (управляющий орган), что по их смыслу в российских государственных
организациях корреспондирует соответственно с а) исполнительным органом (единоличным или коллегиальным[3]) и с
б) единственным учредителем/советом директоров[4].
Какие конкретные требования по лидерству устанавливает
международный стандарт в отношении деятельности руководства организации?
Согласно
п. 5.1.1. международного стандарта ISO
37001:2016, governing body организации
должен демонстрировать свое лидерство через следующие действия:
a) утверждение
антикоррупционной политики,
b)
обеспечение согласования стратегии организации
и антикоррупционной политики,
c)
периодическое получение
и рассмотрение информации о содержании и функционировании системы
антикоррупционного менеджмента,
d)
обеспечение
выделения и использования достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного
функционирования системы антикоррупционного менеджмента,
e)
осуществление
надлежащего надзора за внедрением системы антикоррупционного менеджмента со
стороны top management’а
и ее эффективностью.
При
этом исполнительные лица/органы организации, “top management”,
проявляют требуемое лидерство через:
a)
обеспечение
соответствия системы антикоррупционного менеджмента идентифицированным
коррупционным рискам,
b)
обеспечение интеграции
требований системы антикоррупционного менеджмента в бизнес-процессы организации,
c)
использование
достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного функционирования системы
антикоррупционного менеджмента,
d)
обеспечение
внутренних и внешних коммуникаций в отношении антикоррупционной политики,
e)
обеспечение
внутренних коммуникаций о важности эффективности и соответствия требованиям
системы антикоррупционного менеджмента,
f)
обеспечение
надлежащего дизайна системы антикоррупционного менеджмента для достижения ее
целей,
g)
руководство
вовлечением персонала
в повышении эффективности системы антикоррупционного менеджмента
и его поддержка,
h)
продвижение
антикоррупционной культуры внутри организации,
i)
содействие постоянному улучшению системы антикоррупционного менеджмента,
j)
поддержка
соответствующих уровней руководителей в демонстрации их лидерства,
направленного на предупреждение и обнаружение коррупции в зонах их
ответственности,
k)
стимулирование
использования каналов сообщений о фактах предполагаемой или реальной коррупции,
l)
обеспечение
отсутствия преследования персонала его
дискриминации или дисциплинарного воздействия за сообщения о фактах
предполагаемой или реальной коррупции, совершенных по доброй воле или на основе обоснованных подозрений в
совершении нарушения антикоррупционной политики, или отказа от участия в
коррупционных действиях.
m) периодических отчетов вышестоящему органу о содержании
и функционировании системы антикоррупционного менеджмента и о случаях
коррупции.[5]
Уточнив,
какие требования по лидерству предъявляет международный стандарт ISO 37001:2016, давайте перейдем к содержанию Отраслевой
программы развития антикоррупционного комплаенса и деловой этики в организация
Московского транспорта и к локальным нормативным актам АНО «МДТО».
Включение требований ISO 37001:2016 о лидерстве в Отраслевую программу и
антикоррупционные документы АНО «МДТО»
Отраслевая программа содержит
корреспондирующий международному стандарту раздел – «Лидерство руководства», который
в самом начале определяет, что лидерство является «базой, на которой основана
антикоррупционная стратегия как всей отрасли, так и конкретной организации.»[6]
Анализ содержания рассматриваемого раздела Отраслевой
программы обнаруживает, что при формулировании ее положений разработчикам удалось учесть требования
международного стандарта в значительной степени. Проиллюстрируем это на двух
показательных примерах.
Отраслевая
программа прямо указывает, что руководитель организации Московского транспорта
«обязан выделять необходимые ресурсы (человеческие, технические,
административные) для внедрения Отраслевой программы в своей организации»[7]. Эта
обязанность соответствует требованию международного стандарта об использовании
руководителем «достаточных и надлежащих ресурсов для эффективного
функционирования системы антикоррупционного менеджмента»[8].
Международный
стандарт также выделяет такое требование к руководству как «обеспечение
внутренних и внешних коммуникаций в отношении антикоррупционной политики»[9], при
этом Отраслевая программа отмечает чрезвычайно важную роль руководителя организации
во внутренних и внешних антикоррупционных коммуникациях. В Отраслевой программе
установлено, что «периодическое появление руководителей во внешнем
медиа-пространстве с тематикой деловой этики и профилактики коррупции будет
работать на позитивный имидж организации. Внутренние антикоррупционные и
этические коммуникации с участием высших руководителей повышают внимание
сотрудников к новостям в этих областях и формируют у них образ честного
руководителя[10].
Антикоррупционная
политика АНО «МДТО»[11] специально
выделяет принцип личного примера
руководства и отмечает, что руководству
организации принадлежит ключевая роль «в формировании культуры нетерпимости к
коррупции, в создании внутриорганизационной системы предупреждения и
противодействия коррупционным проявлениям».[12] Важно подчеркнуть, что приведенная выдержка
перекликается с требованиями
международного стандарта, в котором говорится таких требованиях к
руководству организации, как «обеспечение надлежащего дизайна системы
антикоррупционного менеджмента для достижения ее целей»[13] и
«продвижение антикоррупционной культуры внутри организации»[14].
Как
видно из приведенных примеров, антикоррупционные программы и документы
государственных организаций, в частности Отраслевая программа и
Антикоррупционная политика АНО «МДТО», при использовании положений
международного стандарта ISO 37001:2016
получают новое содержание, улучшают свое
качество и совершенствуют в целом корпоративную систему антикоррупционного
менеджмента.
[1] Отраслевая программа доступна для ознакомления по
ссылке https://mdto.ru/assets/upload/%D0%9E%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_15.03.2021.pdf
[2] International standard ISO 37001:2016. Anti-bribery management systems —
Requirements with guidance for use, п.п. 3.5 и 3.6.
[3] Также, по нашему мнению, к top management относятся заместители генерального директора/председателя правления и другие руководители подразделений организации, имеющие прямое функциональное подчинение первому исполнительному руководителю.
[4] То есть таких органов управления организации, которым
подотчетны органы и лица, относящиеся к top management
[5] См. International standard ISO 37001:2016. Anti-bribery management systems — Requirements with guidance for use, п.п. 5.1.1. и 5.1.2. Следует отметить, что перевод на русский язык выполнен нами самостоятельно, поскольку имеющиеся переводы этого международного стандарта, на наш взгляд, оставляют желать лучшего.
[6] Отраслевая программа, с. 12
[7] Там же.
[8] International
standard ISO 37001:2016. Anti-bribery
management systems — Requirements with guidance for use, п.п. 5.1.1.d) и 5.1.2. c).
[9] Там же, п. 5.1.2. d).
[10] Отраслевая программа, с. 12
[11]https://mdto.ru/assets/upload/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf
[12] Антикоррупционная политика АНО «МДТО», п. 3.7.1.
[13] International
standard ISO 37001:2016. Anti-bribery
management systems — Requirements with guidance for use, п. 5.1.2.f).
[14] Там же, п. 5.1.2.h).