03 июля 2021 г.

В бочке меда ESG

Похоже, что эйфория по поводу ESG достигла своего пика.

Хотя, если разобраться, чем эта концепция принципиально отличается от своих предшественников – КСО, shared value, ЦУР?

Ничем.

Да и проблемы остались те же самые – компании с восторгом презентуют свои отчеты, за которыми скрывается много нерешенных и нерешаемых проблем. Если внимательно проанализировать отчеты отдельных компаний и найти отзывы сотрудников - невольно возникают вопросы ко всей корпоративной культуре организаций.

Откроем, например, раздел по устойчивому развитию на сайте Сбербанка. Правильные концепции, модные тренды, правильные слова. Особенное значение уделяется физическому и психологическому здоровью персонала. Прямо оздоровительный санаторий, а не банк.

Источник

Но как на самом деле чувствуют себя работники крупнейшего банка? В подавляющем большинстве случаев работники ничего не расскажут, их сдерживает NDA или просто страх потерять работу. А компании, которые совершили нарушения в отношении своих сотрудников, уже уладили возможные разногласия за счет компенсаций или иными способами добились мирного урегулирования конфликта. Однако, все же некоторые сведения просачиваются на сайты, где публикуются отзывы сотрудников о работодателях. Конечно, иногда это отзывы от нерадивых или неисполнительных сотрудников, но часть из них заслуживает внимания. Обратимся к популярному сайту www.banki.ru. Приведем отзывы сотрудников Сбербанка

«Пишу этот отзыв и даже не надеюсь на то, что кто-то услышит, что будут приняты какие-то меры. Это крик души, и не только моей, нас почти 3000 рабочих единиц. Да именно рабочих единиц, рабов, «станков», которыми нас считает руководство Сбербанка, Домклик, ЦНС. Ипотечная фабрика Сбербанка - это фабрика рабов. Когда мы только начинаем заикаться про наши права, нам одномоментно затыкают рот фразой: «Вы же на фабрике работаете».

«Этот ад у нас начался два года назад, когда нас всех обманным путем перевели на ипотечную фабрику из центров ипотечного кредитования, показывая ролики про прекрасное будущее, где нет переработок, где сотрудники вовремя уходят домой и т.д. Всех заставили подписать соглашение о переходе на гибкий график. График, который прогнулся только под работодателя».

«Мы не просим много, мы просим вас соблюсти наши права согласно законам и нормам, которые действуют в нашей стране. Нарушение прав проявляется в следующем: 1) Во-первых, нарушение всех норм охраны труда, нас ни разу не посещали инженеры по охране труда! А зря! Мы работаем одновременно за двумя компьютерами, нам не предоставляют перерывы, мы не проходим медосмотры, нас заставляют выходить из "сессии", когда нам необходимо сходить в туалет, выпить стакан воды. Если сидишь в длительной сессии, приходиться терпеть. У нас у всех резко упало зрение, к вечеру наши глаза ничего не видят. Было время, мы в ЦИКах работали и по 12 часов, в день было 8 сделок, при этом мы сами клиентов консультировали, назначали встречи, заводили целевые пакеты документов, но мы так не уставали, как мы устаем сейчас за 8 рабочих часов в сессии. Нетрудно подсчитать сколько руководство банка дополнительно зарабатывает на переработках каждого из нас в год, а нас 3000 человек, цифра получается огромная. Т.е. Сбербанк увеличивает каждый год свою прибыль за счет незаконной эксплуатации «рабов». Ссылка

Ниже ответ и реакция со стороны работодателя:

Добрый день! Спасибо за отзыв. По каждому пункту, изложенному в Вашем обращении, нами была проведена внутренняя проверка. Мы детально проанализировали все обозначенные проблемы и запланировали ряд доработок и мероприятий, которые сделают работу сотрудников Фабрики сделок более комфортной. Повышение уровня удовлетворенности сотрудников работой является одной из наших приоритетных задач. Выражаем Вам признательность за вовлеченность и обратную связь!
С уважением, Мария
Сбер

Прочитав этот ответ, хочется спросить: «Мария, Вы случайно не чат-бот?» Этот дежурный сахарный ответ подойдет для любой жалобы. Но что конкретного мы из него узнаем?

Посмотрим на наших гигантов ритейла. Вот слайд из презентации корпоративной стратегии ПАО «Магнит» на 2021-2025, также посвященный политике в области управления персоналом. Какие правильные и вдохновляющие слова! Как высоко установлена планка!

Источник

А теперь поищем отзывы работников сети магазинов «Магнит», например, на сайте pravda-sotrudnikov.ru.

Новый сотрудник подобен рабу, которого стремятся без зазрения совести «припахать» за троих. Адские условия труда (по факту с 9:30 до 23:30). В течении дня бегаешь от кассы к прилавкам, от прилавков снова к кассе, не имея возможности перекусить, пока некоторые бывалые работники позволяют себе попить чайку, покурить, обсудить последние новости (бабовщина). Низкий уровень ЗП. Как начисляются денежные средства - никто не спешит объяснять. Рабочий табель приходится выбивать (пока бьемся над этим). Оксана (директор магазина на Лукино) - это головная боль коллектива, которая больше опирается на собственное настроение и желание самоутвердиться за счет персонала, нежели на навыки и знания сотрудника. Рада, что ушла. (ссылка)

Конечно, Сбербанк и Магнит делают достаточно много усилий в рамках своей политики ESG (ЦУР, КСО и т.п.). Мы не хотим умалить значения этих усилий. Мы только хотим, чтобы отчеты и планы по ESG не превращались в большую бочку меда, где все прекрасно и хорошо. Не нужно самообольщаться и обольщать других красивыми презентациями. За каждым красивым фасадом может быть много скрытых проблем. Одним из принципов этики бизнеса является честность, а одним из принципов теории стейкхолдеров является доверие. Может попробуем без фасадов?

(В подготовке текста принимал участие Максим Сторчевой)

А Вы что думаете?

Данный сайт обрабатывает Cookie-файлы. Если вы используете сайт, то вы соглашаетесь с Политикой Конфиденциальности. Чтобы использовать сайт без cookies, нажмите "Без cookies".