4 апреля 2018 г.

Этика алкогольного рынка: ночная торговля

 Константин Белоусов

Константин Белоусов
К. э. н., преподаватель экономического факультета СПбГУ

Насколько правильным является ограничение потребления вредных продуктов — один из самых противоречивых вопросов в этике бизнеса. С одной стороны, непонятно, насколько этичными являются попытки ограничить свободу граждан в получении информации о продукте (реклама, упаковка) или самого продукта (ограничение продажи), а с другой стороны — насколько все эти меры действительно приводят к желаемому результату, т.е. сокращению потребления.

Любопытно заметить, что во многом ответ на второй вопрос зависит от уровня развития этичности или социальной ответственности самих участников отрасли. Некоторые компании (см. напр. интервью Елены Барсуковой) честно выполняют все требования и даже пытаются идти впереди регулятора, стратегически переключая потребителей на менее вредные продукты. Но многие другие пытаются переиграть регулятора и общество, максимизируя свою прибыль в лучших традициях учебников по микроэкономике и при помощи хорошо образованных юристов. И здесь регулирующая роль государства приводит к любопытным эффектам – появлению неэтичных и безответственных форм бизнеса, целиком построенных на ошибках регулирования, пробелах в законодательстве или попустительстве.

Возьмем конкретную меру — ограничение ночной торговли алкоголем. Мера сама по себе противоречива. Разумеется, есть невоздержанные потребители алкоголя в ночное время, которые начинают шуметь или безобразничать, но почему вместе с ними должны страдать интеллигентные и законопослушные граждане, которые поздно возвращаются домой и хотели бы купить пива или вина к ужину, но не могут этого сделать? Оправдывает ли их страдание общественную пользу от предотвращения вреда шумных компаний — хорошая задачка для утилитаризма.

Однако, давайте посмотрим, как это регулирование осуществляется на практике.

В России продажа алкоголя в магазинах с 23 часов вечера до 8 утра запрещена по всей стране. При этом власти отдельных субъектов федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения по времени продажи. Например, в Санкт-Петербурге запрещено продавать любой алкоголь с 22 часов вечера до 11 часов дня. В Ульяновской области розничная продажа алкоголя крепостью свыше 15% запрещена с 8 вечера до 8 утра, а также по субботам и воскресеньям, 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября. Относительно же крепких алкогольных напитков всё как и во всей стране – их запрещено продавать с 23 часов вечера до 8 утра в любой день недели (праздничный или нет – неважно). В республике Чечня продажа любого алкоголя официально запрещена с 2016 года.

К чему же приводят эти меры?

В России регулирование продаж алкоголя осуществляется методом лицензирования. Как и во многих странах, лицензии на продажу делятся на два вида: 1) лицензия для баров, ресторанов и ночных клубов, которые продают алкогольные напитки с целью их употребления в самом заведении, 2) лицензии для магазинов, которые продают алкогольные напитки в запечатанной заводской таре на вынос. В ответ на запрет ночной продажи многие участники рынка быстро догадались, что вполне возможна ситуация двойного лицензирования, когда одна торговая точка может одновременно проходить и как магазин, и как бар. Регулирующие органы отнеслись к этим хитростям с удивительной толерантностью. Бизнес же воспринял это как своего рода индульгенцию. В итоге на свет появились симбиозу магазина и наливайки, превращающегося ночью в «бар-магазин». Ночью работа такого богоугодного заведения меняется не сильно: посетитель все так же идет в зал, выбирает там бутылку по душе и по карману, проходит к барной стойке, где эту бутылку открывают, а выпивохе выдают пластиковый стаканчик. Все дальнейшие действия зависят только от него: он может остаться в «бар-магазине» или гордо удалиться с бутылкой. Таким образом, город получил легализованную ночную торговлю алкоголем, когда практически любой магазин при должном упорстве может стать баром, получив вторую лицензию, поставив несколько стульев и стойку.

«Бар-магазины» пользуются огромной популярностью и причина этого заключается в искусственно созданной ситуации монополизма – в то время, как в остальных магазинах алкоголь не купить, здесь на всех парах идет бойкая торговля. В результате повышается концентрация подвыпивших людей, существенно повышается криминогенность обстановки и уровень ночного шума, снижается благополучие окрестных домов.

В 2017 году власти Санкт-Петербурга обратили внимание на ситуацию. Губернатор Полтавченко выразил свое недовольство существованием подобных магазинов. Депутат ЗагСа Четырбок внес закон о запрете торговли алкоголем в жилых домах. В результате слова первого были полностью проигнорированы всеми профильными комитетами и соответствующими службами, а закон второго к концу всех чтений превратился в анекдот: торговать водкой запрещалось не ближе пяти или пятнадцати метров от парадных. Проблему двойного лицензирования в очередной раз никто решил не замечать. Ночная торговля продолжилась с новой силой.

В результате на данный момент в городе существует несколько сетей «бар-магазинов», торгующих алкогольной продукцией в ночное время. Формально они не нарушают действующее законодательство, платят все налоги и обеспечивают город рабочими местами. К чести крупных сетевых магазинов нужно признать, что они проигнорировали возможность двойного лицензирования, и продолжают закрывать свои алкогольные отделы в назначенное время.

Как обстоит дело в других странах?

Ночные ограничения на торговлю алкоголем весьма распространены. Например, в Италии выработана сложная система правил, согласно которой бары, клубы и прочие «общественные места» такого рода не могут торговать алкоголем с 3 до 6 часов ночи, магазинам торговля спиртным запрещена с 0 до 6 часов (если они расположены у крупных автострад с 10 вечера (или 2 часов ночи – в зависимости от крепости алкоголя) до 6 утра), вендинговые автоматы выключаются на период с 0 до 7 часов, и т. д. В Латвии ночной запрет на розничную продажу алкогольной продукции действует с 22 часов вечера до 8 часов утра, а продажа алкоголя разрешена только в барах и ресторанах, имеющих соответствующую лицензию. В Финляндии в ресторанах и барах спиртное запрещено продавать с 3 часов ночи до 11 часов утра. В Калифорнии торговля алкоголем в барах, ресторанах и в розничных сетях запрещена с 2 до 6 часов утра. В ряде других американских штатов запрещено продавать спиртное по воскресеньям, на Рождество или во время выборов. В Индии в популярном среди туристов Гоа ограничения есть также запрет на ночную торговлю. В магазинах запрещена продажа спиртного с 21 вечера, а в барах – после 1 часа ночи. В 5 утра продажи возобновляютя.

Запрета ночной торговли можно добиться через государственную монополию на продажу алкоголя. Это редкий, но сильнодействующий механизм, который работает в Швеции, Финляндии, Норвегии, Турции и Исландии. Например, шведская госмонополия «Systembolaget» владеет монополией на продажу всех алкогольных напитков крепостью выше 3,5%. Магазины этой сети открыты с 9 утра до 18 часов вечера по будним дням и с 10 утра до 15 часов дня в субботу. В воскресенье магазины сети не работают. Магазины финской госмонополии «Alko» работают в будни с 10 утра до 17 часов вечера, в субботу с 10 до 14 часов, в воскресенье закрыты. При этом в отношении покупателей действует ограничение, согласно которому за один раз можно купить два литра алкогольных напитков. Помимо этого в Финляндии спиртное получается непомерно дорогим. По этой причине многие финны в выходные отправляются на паромах в Таллин или Петербург для того, чтобы весело и дешево что-то отпраздновать или просто хорошенько продегустировать местный дешевый алкоголь. Норвежская монополия «Vinmonopolet» занимается продажей алкогольных напитков крепостью выше 4,7%. Работают магазины по будням с 8 утра (с 9 по средам) до 18 часов вечера. В субботу закрываются в 15 часов. В воскресенье все магазины закрыты.

Все вышесказанное наводит нас на любопытных исследовательских вопроса:

  • Этично ли такое регулирование, при котором законопослушные граждане и магазины страдают, изворотливые торговые точки зарабатывают повышенную прибыль, а увлеченные выпивальщики все равно находят возможность купить алкоголь ночью?
  • Как владельцы и менеджеры «бар-магазинов» объясняют сами себе этичность своих действий, которые не нарушают закон, но направлены во вред обществу (если предположить, что ночное ограничение продажи алкоголя оправдано)?

Подробнее о регулировании

А Вы что думаете?

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.