Для бизнеса
Введение в этику и КСО

Разделяемая ценность
Концепцию разделяемой ценности (shared value) предложили М. Портер и М. Креймер в рамках двух статей: Creating shared value (2011) и Strategy and society: the link between corporate social responsibility and competitive advantage (2006). Разделяемая ценность определяется Портером и Крамером как совокупность «политик и практик, повышающих конкурентоспособность компании и одновременно улучшающих экономические и социальные условия сообществ, в рамках которых она оперирует». В оригинале это определение представлено следующим образом:
The concept of shared value can be defined as policies and operating practices that enhance the competitiveness of a company while simultaneously advancing the economic and social conditions in the communities in which it operates. Shared value creation focuses on identifying and expanding the connections between societal and economic progress [Porter, Kramer, 2011; p.66].
Обе статьи Портера и Крамера были опубликованы на страницах Harvard Business Review и получили широкую известновть в академическом сообществе. Аннотация к статье Creating shared value (2011) содержала следующее:
The capitalist system is under siege. In recent years business has been criticized as a major cause of social, environmental, and economic problems. Companies are widely thought to be prospering at the expense of their communities. Trust in business has fallen to new lows, leading government officials to set policies that undermine competitiveness and sap economic growth. Business is caught in a vicious circle. A big part of the problem lies with companies themselves, which remain trapped in an outdated, narrow approach to value creation. Focused on optimizing short-term financial performance, they overlook the greatest unmet needs in the market as well as broader influences on their long-term success. Why else would companies ignore the well-being of their customers, the depletion of natural resources vital to their businesses, the viability of suppliers, and the economic distress of the communities in which they produce and sell? (ссылка)
По мнению Ю.Е. Благова (ссылка), Портер и Крамер не подразумевали, что любые корпоративные расходы принесут общественную выгоды, а любая общественная выгода повысит конкурентоспособность компании. Портер и Крамер лишь констатировали, что существует некая зона, в рамках которой корпоративные расходы позволяют решать как социальные, так и экономические проблемы и, соответственно, происходит интеграция интересов бизнеса и общества.
Исследование отечественных исследователей («Доклад о социальных инвестициях в России» за 2014 год) выявило определенную специфику в осознании концепции «разделяемой» ценности российскими компаниями. Вот цитата из статьи [Благов, Кабалина, Петрова-Савченко, Соболев 2015], опубликованной в "Российском журнале менеджмента":
...Показательно, что из числа компаний-респондентов, выделивших создание «разделяемой (общей)» ценности, 46,0% в качестве цели реализации стратегии КСО отметило также «поддержание репутации в среднесрочной перспективе», тогда как на опции «снижение рисков» и «получение долгосрочных конкурентных преимуществ» пришлось лишь по 27,0% компаний этой группы. Иными словами, концепция создания «разделяемой (общей)» ценности не воспринимается большинством компаний как фактор повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Более того, эта концепция не воспринимается как связанная прежде всего с инновационным развитием бизнеса. Как свидетельствует проведенное исследование, большинство (70,8%) компаний-респондентов, выделивших в качестве цели реализации стратегии КСО создание «разделяемой (общей)» ценности, указало на «инновационность» как на критерий выбора направлений социальных инвестиций. В то же время лишь 50% компаний, относящихся к этой группе, отметило процессные, продуктовые и маркетинговые инновации. Вероятно, одним из возможных объяснений этого является недостаточно глубокое осознание компаниями самой концепции «разделяемой (общей)» ценности [Благов и др. 2015; стр.79]
Литература
Kramer M. R. Creating shared value //Harvard business review. – 2011. – Т. 89. – №. 1/2. – С. 62-77.
Porter M. E., Kramer M. R. Strategy and society: the link between corporate social responsibility and competitive advantage //Harvard business review. – 2006. – Т. 84. – №. 12. – С. 78-92.
Благов Ю. Е. и др. Создание ценности для бизнеса и общества: анализ корпоративной cоциальной деятельности российских компаний //Российский журнал менеджмента. – 2015. – Т. 13. – №. 2. – С. 67-98.

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.