Для бизнеса
Введение в этику и КСО

Что такое КСО?
Содержание термина корпоративная социальная ответственность (corporate social responsibility) довольно точно передается его буквальным значением  ответственность корпораций перед обществом.
Вероятно, в английском языке данное выражение было образовано по аналогии с более древним и хорошо известным бизнесу термином legal responsibility («правовая ответственность»), который означает необходимость соблюдения законов. Соответственно, social responsibility («социальная ответственность») означает необходимость соблюдения компанией социальных норм, выходящих за рамки ее юридической ответственности. Например, побеспокоиться о том, чтобы особо нуждающиеся потребители смогли получить продукт компании на льготных условиях, или особо нуждающиеся работники получили материальную поддержку и особые условия труда. 
Данная концепция зародилась в 1950-е гг. в американской литературе по менеджменту. Считается, что впервые данная идея была в явном виде выражена Г. Боуэном в 1953 г. в книге «Social responsibilities of the businessman». Там же было дано классическое определение социальной ответственности как «реализации той политики, принятия таких решений либо следования такой линии поведения, которые были бы желательны с позиций целей и ценностей общества».
[social responsibility] refers to the obligations of businessmen to pursue those policies, to make those decisions, or to follow those lines of action which are  desirable in terms of the objectives and values of our society [Bowen 1953, p. 6]
Активное развитие данной дисциплины началась в 1970-х гг. на страницах ведущих американских журналов по менеджменту: напр., Academy of Management Review или California Management Review. Вскоре данная концепция приобрела такую популярность и распространение в западных странах, что во многих смыслах стала самостоятельной областью знания и заняла место, которое вроде бы должна была занимать этика бизнеса. В терминологии современных топ-менеджеров или деловых СМИ мы гораздо чаще услышим выражение «корпоративная социальная ответственность», чем «этика бизнеса».  В школах бизнеса мы также весьма вероятно встретим учебную дисциплину с названием Corporate Social Responsibility, а не Business Ethics.
В связи с этим возникает два следущих вопроса.
1. Почему концепция КСО оказалась столь популярной?
Возможно, все дело заключается в том, что бизнесменам психологически сложно говорить о «моральности» или «этичности» своих решений. Подобная риторика их пугает, поскольку опирается на плохо понятные и чужеродные для них философские или религиозные системы взглядов. Бизнесмены опасаются, что философы могут потребовать от них слишком многого. Напротив, «социальная ответственность» звучит более понятно. С бизнесменами гораздо легче начать обсуждать «социально ответственное поведение», потому что это звучит менее радикально и не предполагает риска кардинального пересмотра статус кво. Соответственно, данная терминология была выбрана американскими профессорами менеджента в 1950-1970-х гг. в момент бурного развития данной дисциплины и... оказалась успешной.
2. Каково соотношение КСО и этики бизнеса?
Единого мнения по этому поводу не существует.
С одной стороны, можно утверждать КСО — это часть этики бизнеса. Ведь этика бизнеса это родовое название нашей дисциплины (как части моральной философии), а КСО  это только одна из концепций в рамках этой дисциплины, зародившаяся в конкретном времени и месте (США, 1950-70 гг.).
С другой стороны, можно утверждать, что этика бизнеса — это часть КСО. В данном случае КСО будет выступать как интегральная практическая дисциплина, которая использует этику бизнеса как один из инструментов (для разрешения этических дилемм), но при этом имеющая свой обширный теоретический и практический аппарат, который разработан специалистами по КСО на базе концецпий по менеджменту прежде всего. Например, теория заинтересованных сторон имеет больше общего со стратегическим менеджментом, чем с этикой. 
Можно принять промежуточную точку зрения, если предположить, что корпоративная социальная ответственность  это инструментальная этика бизнеса (подробнее), то есть практическая (управленческая) дисциплина, базирующаяся на концепциях менеджмента и изучающая создание этичных (= социально ответственных) компаний на практике. 
 
 

We process cookies. Confidentiality Policy.
Данный сайт обрабатывает cookies. Политика конфиденциальности.